КАЗАХСТАНСКАЯ ЛЕКОТЕКА - РИДДЕР

    ЛЕКОТЕКА    


Не так давно в лексикон специалистов, работающих с детьми, вошло слово лекотека. Произошло оно от шведского слова leco (игрушка) и греческого theke (хранилище). Как и любое хорошее начинание, идея своеобразной библиотеки игрушек получила в нашей стране стремительное развитие. Причем часто каждый специалист понимал под этим что-то свое и реализовывал сообразно своим возможностям. Мы видели и небольшой шкафчик в группе детского сада, заполненный игрушками и развивающими материалами, который его создатели также называли «лекотекой».
Недавно были сделаны первые шаги для создания научно обоснованной и адаптированной к казахстанским условиям модели лекотеки.

Когда и с какой целью были созданы первые лекотеки?

Родиной лекотеки является Стокгольм. Там в 1963 году по инициативе родителей и педагогов было создано своеобразное собрание развивающих игр и игрушек.
Первая американская лекотека (преобразованная впоследствии в Национальный центр лекотек) была открыта в 1980 году. Сейчас там существует целая сеть этих уникальных обучающих и ресурсных центров, которые обслуживают тысячи детей с проблемами в развитии.

Цель американской лекотеки — предоставление детям с особыми потребностями и их семьям места для встреч со специалистами. Лекотека использует семейно-центрированную игру как ключ для интеграции детей, имеющих инвалидность и проблемы в развитии, в семейную и общественную жизнь. Для этого разрабатываются специальные игровые технологии, ориентированные на всех членов семьи.
В США лекотеки есть практически во всех населенных пунктах. Туда обращаются родители детей от нуля до трех лет с глубокими проблемами в развитии. В лекотеке может работать один специалист плюс волонтеры. Это общественная инициатива, поддерживаемая государством.

Насколько такая форма работы актуальна для Казахстана?

У нас дети с проблемами в развитии от рождения до пяти лет традиционно оказываются за пределами образования. Это ухудшает возможности их включения в социум. Правда, в последнее время началось развитие служб раннего вмешательства, где таким детям и их родителям оказывается психолого-педагогическая помощь. Но только одного взаимодействия со специалистами в рамках этих служб явно недостаточно.
К сожалению, родители часто не знают, как общаться со своими детьми, особенно если ребенок имеет серьезные проблемы в развитии. Они боятся сделать что-то не так. Иногда думают прежде всего о том, чтобы найти принципиально новый способ лечения, который позволит сразу все изменить, чтобы ребенок стал абсолютно здоровым. В этой работе они ориентируются на специалистов (врачей, психологов), которые и должны спасти ребенка.
Таким образом формируется родительская беспомощность. Тем более что часто сами профессионалы поддерживают мнение о том, что взаимодействовать с такими детьми очень сложно. И возникает барьер между родителями и детьми. Дети с проблемами в развитии практически находятся в состоянии депривации (сенсорной, педагогической).
Основной и естественной формой активности ребенка является игра, поэтому родителей нужно обучить развивающим играм с детьми. Для этого родителям необходимы игрушки для временного пользования.

Есть ли какие-то особенности у казахстанской лекотеки?

Да, безусловно. И здесь надо отметить целый ряд факторов. Во-первых, у нас существует вакуум по оказанию ранней помощи детям. Во-вторых, у нас не ведется работа по обеспечению детей раннего возраста специальным оборудованием и приспособлениями. Проблема в том, что ребенок, который не умеет держать равновесие, не может играть, не может расслабиться.
Кроме того, в силу особенностей нашей экономической ситуации лишь небольшое количество семей может себе позволить приобрести игрушки, которые соответствуют потребностям ребенка. А ведь через неделю может потребоваться уже что-то другое. В такой ситуации нецелесообразно помогать семье деньгами. Более реально — создать ресурс игр и игрушек для обмена.

Как организована работа лекотеки в КППК?

Наша лекотека действует уже больше года. Есть специальные люди, которые этим занимаются, семьи, с которыми мы работаем, технологии, которые проходят проверку.
Дети к нам приходят вместе с родителями. Сначала проводится диагностика, на ее основе разрабатываются индивидуальные программы для каждого ребенка. Специалисты подбирают формы работы и игрушки для занятий.
Мы используем индивидуальную и групповую игротерапию, дидактические игровые занятия. Кроме того, существует домашнее визитирование, родительские собрания. Любой материал выдается на две недели. После этого он может поменяться. Для эмоциональной поддержки и у ребенка, и у родителей есть возможность самостоятельно выбрать понравившуюся игрушку.
Дети направляются к нам из поликлиник, больниц, общества инвалидов, социальных служб. Проблемы, которые у них имеются, самые разные. Наша лекотека создана для детей с тяжелыми нарушениями: ДЦП, умственными недостатками, общим нарушением психического развития, нарушением речи, движений, сенсорики. От 5 до 10% — дети с эмоциональными нарушениями.
К сожалению, такая форма работы требует больших финансовых затрат, поэтому мы обслуживаем только детей с ограниченными возможностями. Открыть ее для всех желающих мы не можем. А очень бы хотелось...

Ваша помощь
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
счетчик для сайта
счетчик посещений